Фронтальный погрузчик – это универсальная спецтехника, наиболее востребованная в дорожно-строительной и коммунальной сферах, горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях.
Высокопроходимые, мощные и маневренные машины, оснащенные ковшом и другим навесным оборудованием, предназначены для захвата, перемещения и погрузки сыпучих материалов и других грузов. При необходимости они могут быть использованы для землеройных работ, расчистки и выравнивания грунта, буксировки, а также для решения иных специфических задач. Универсальность техники заключается в значительном расширении ее возможностей путем использования сменного оборудования: вил, крановых крюков, захватов для длинномерных грузов, бульдозерных отвалов и т.д.
В основном, фронтальные погрузчики подразделяются на два типа: колесные и гусеничные. В условиях бездорожья и на слабом грунте целесообразнее использовать гусеничную технику, а колесные машины чаще всего применяются на площадках с твердым покрытием. Машины на пневматическом ходу могут перемещаться по асфальтированным дорогам общего пользования, как правило, имеют меньший вес и сравнительно низкий расход топлива. По размерам и грузоподъемности фронтальные погрузчики разделяют на большие, средние, малые и мини.
Силовые агрегаты машин – двигатели внутреннего сгорания, работающие на дизельном топливе или бензине. Существуют модификации, оснащенные электродвигателями, благодаря которым их можно использовать в закрытых складских и производственных помещениях. На большинстве моделей двигатель располагается позади кабины оператора, он приводит в движение как трансмиссию самой машины, так и гидравлическое оборудование.
Современная конструкция фронтального погрузчика предполагает расположение всех узлов и агрегатов на сочлененной раме, представляющей собой две полурамы, соединенные шарнирами. Гидравлический привод в точке сочленения управляет положением и передней, и задней оси. Такая схема конструкции обеспечивает более высокую маневренность погрузчика по сравнению с цельнорамными машинами. Кроме того, значительно повышается эффективность работы и наиболее эргономичное распределение нагрузок по осям. Что касается основного рабочего элемента – стрелы, то благодаря креплению ее рычагов к передней части рамы обеспечивается максимальная высота подъема ковша и значительный вылет стрелы. За управление механизмами стрелы отвечает гидравлика. Погрузочный модуль может иметь Z-образную или H-образную схему устройства.
Принцип работы гидравлической системы фронтального погрузчика прост и понятен. Система состоит из насоса и бака для жидкости, которые сообщаются посредством проводящих магистралей. Масло из гидробака подается в распределительный клапан, а оттуда – в соответствующий цилиндр. Благодаря создающемуся давлению в системе приводятся в движение рабочие механизмы погрузчика, регулируется вынос стрелы и угол наклона ковша.
Кабина оператора современного погрузчика – это комфортабельное рабочее место, где сосредоточены все органы управления. Благодаря высокому расположению и панорамному остеклению достигается максимальная обзорность при передвижении по дороге и при выполнении работ. Кабина оснащается системой отопления и кондиционирования, хорошо защищена от шума и вибрации, а также от случайного падения груза.
На современных моделях в качестве основного органа управления используется многофункциональный джойстик, с помощью которого оператор производит необходимые манипуляции, не прилагая физических усилий.
Возможности и технические характеристики фронтального погрузчика должны соответствовать конкретным условиям эксплуатации и специфике производственных задач, которые ему предстоит выполнять. Поэтому при выборе техники основное внимание уделяют следующим критериям: